№ п/п | Проблематика и точки зрения, высказанные выступающими | Комментарии и рекомендации эксперта |
1 | 2 | 3 |
| 1. Обобщенное описание темы обсуждения: Стратегия развития транспорта в Арктике
Система высокоширотного транспорта является неотъемлемой частью российской транспортной системы, развивается в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. От уровня развития транспортной инфраструктуры, внедрения новых технологий зависит сценарий развития макрорегиона, вклад Арктики в формирование новой модели стимулирования экономического роста России. |
1.1 | Максим Соколов, Министр транспорта Российской Федерации
В акватории Северного морского пути (СМП) можно выделить три основных вида перевозок:
· экспорт минерального сырья;
· так называемый «северный завоз», задачей которого является обеспечение удаленных районов Севера материальными ресурсами, в том числе топливом;
· транзитные перевозки.
Минтранс делает ставку на развитие новых технологий, прежде всего цифровой логистики, дополнительного финансирования на арктические транспортные проекты не предполагается | В данном случае дефицит инвестиционных ресурсов неизбежно приведет к снижению эффективности поставок в зоне АЗРФ |
1.2 | Сергей Батехин Старший вице-президент ПАО ГМК «Норильский Никель»
Об участии ПАО ГМК Норникель в проектах развития транспорта Арктической зоны, компания является не только грузовладельцем, но и собственником транспортных активов, в сфере морских перевозок, логистических терминалов, речного и железнодорожного транспорта,
Видит развитие арктического транспорта в развитии механизмов государственно-частного партнерства, как пример, проект реконструкции аэропорта Алыкель на принципах ГЧП | Механизм государственно-частного партнерства на транспорте недостаточно широко применяется в АЗРФ, здесь есть потенциал для роста |
1.3 | Вадим Бугаев, Генеральный директор УК «ВостокУголь»
Северный морской путь – ключевая транспортная артерия Арктики, для его развития необходимо аккумулировать грузы и внедрять современные технологии перевозки, в том числе с участием иностранных инвесторов. Компания специализируется в транспортировке угля в порты Европы | Очень важно отметить предложение бизнеса о внедрении транспортных цифровых технологий на СМП, с участием иностранных инвесторов, что создаст возможности интеграции этой транспортной артерии в систему международной доставки |
1.4 | Алексей Алсуфьев, Первый заместитель губернатора, Председатель Правительства Архангельской области
В Архангельской области исторически пересекаются арктические магистрали, поэтому реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как БЕЛКОМУР и строительство глубоководного Архангельского порта, большой интерес к проектам проявляют китайские инвесторы
Важной частью развития Арктической транспортной системы является решение задачи по вовлечению в грузооборот по её магистралям «неарктических» регионов | Проекты, реализуемые на территории Архангельской области играют важную роль для создания опорных зон в Арктике и повышению конкурентоспособности АЗРФ в целом |
2. |
Обобщенное описание темы обсуждения: социальная и инновационная функции высокоширотного транспорта. Транспорт является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятий Арктической зоны, более того, он выполняет и социальную функцию по обеспечению качества жизни населения. Транспорт является не только отраслью, обслуживающей промышленность, но и одним из основных потребителей инноваций в Арктической зоне. |
2.1 | Алексей Рахманов, Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»
О перспективах создания арктического флота России. Россия - единственная страна в мире, обладающая опытом, производственной базой и технологиями строительства атомных ледоходов и уникальной морской техники, способной эффективно функционировать в сложнейших северных ледовых условиях, должна сохранить достигнутые преимущества.
Опережающее развитие транспортной инфраструктуры Арктики является движущим фактором роста региональной экономической активности. В связи с возрастающей активностью человека в Арктическом регионе, морская инфраструктура должна получить адекватное развитие.Морская инфраструктура – это система обеспечения безопасного мореплавания, защиты окружающей среды и система реагирования на чрезвычайные ситуацииМорская инфраструктура должна обеспечивать конкурентоспособность грузоперевозок по Северо-восточному проходу перед Северо-западным проходом
ОСК предлагает развивать подводные системы добычи в Арктике | Использование подводных систем добычи является одним из самых инновационных направлений судостроения в мире.
Перспективы использования ПДК в Арктической зоне:1. Обеспечивает добычу нефти на глубине до 3000 метров;2. Возможность использования ПДК на большом удалении от основной установки подготовки продукции, что позволяет связать его с береговыми сооружениями без использования морских платформ;3. Подводная подготовка – еще одно важное направление технологического процесса. Отделение воды позволяется повысить добычу сырья, а дополнительные технологическое процессы - подготовить нефть экспортного качества. |
2.2 | Реко-Антти Суоянен, Президент и генеральный директор, Aker Arctic Technology Inc.
У судостроителей Финляндии накоплен болшой опыт строительства флота, пригодного к круглогодичной эксплуатации в арктических условиях. Закупка такого рода судов осуществляется в том числе и российскими компаниями | Перспективность расширения заказов у Aker Arctic Technology Inc требует дополнительной проработки |
2.3 | Вячеслав Рукша, Генеральный директор, ФГУП «Атомфлот»
Без ледокольного флота невозможно организовать перевозки по СМП, наше судостроение явно не справляется, не сможет обеспечить растущие темпы добычи полезных ископаемых и их транспортировки | Тезис о дефиците ледокольного обеспечения требует дополнительного изучения, поскольку растет флот, класса ARC7, позволяющий осуществлять транспортировку без ледокольной проводки |
3. |
Обобщенное описание темы обсуждения: обеспечение устойчивой транспортировки минерального сырья, создание необходимой инфраструктуры
Создание условий для российского экспорта энергоносителей и минерального сырья, повышение эффективности экспортных поставок на основе создания флота и портовой инфраструктуры является основой для обеспечения устойчивости российской экономики |
3.1 | Михаил Григорьев, Член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации
К 2025 году ожидается троекратный рост грузооборота минерального сырья в Арктической зоне Российской Федерации. Главным препятствием для его экспорта может стать отсутствие релевантного флота на фоне запрета участия иностранных компаний в транспортировке по СМП. Дополнительные проблемы могут возникнуть с ледокольным обеспечением. Поэтому целесообразно при разработке программ развития АЗРФ планировать и соответствующие объемы средств в создание флота. | В проекте государственной программы развития Арктики в настоящее время отсутствуют объемы средств и индикаторы, отражающие результаты создания арктического флота Российской Федерации |
3.2. | Михаил Суслин, Заместитель начальника отдела внутреннего аудита - главный морской инспектор ПАО Совкомфлот
СКФ – мировой лидер в доставке энергоносителей в суровых климатических и ледовых условиях
Необходимость добычи трудно-извлекаемых запасов энергоносителей в арктических зонах дала очередной импульс для развития интегрированных комплексов добычи, хранения, отгрузки и доставки потребителям в масштабах индустриальных проектов
Для этих проектов потребовались высокоспециализированные суда, построенные под определенные требования условий эксплуатации
В обозримой перспективе рост коммерческого судоходства в Арктике будет связан с реализацией крупных проектов по добыче углеводородов, как на стадии их строительства, так и функционирования | Интерес представляет прогноз компании СКФ по росту коммерческого судоходства в Арктике, которое связано реализацией крупных проектов по добыче углеводородов |
3.3. | Яков Антонов, директор ОАО «Северное морское пароходство»
ОАО «Северное морское пароходство» базируется в г.Архангельске. Рост перевозок в Арктике требует совершенствования системы навигации и гидрографии, а также формирования дополнительных коммерческих маршрутов в увязке с созданием логистических центров. | Проработка дополнительных коммерческих маршрутов должна быть увязана с грузовой базой и наличием портовой инфраструктуры |
3.4. | Александр Росляков, Генеральный директор ООО «Онего Шипинг»
Для судоходных компаний, работающих в условиях крайнего Севера чрезвычайно важно обеспечить необходимую портовую инфраструктуру. Практика ООО «Онего Шипинг» показывает, что эффективность доставки повышается, если компания производит инвестиции в создание портопунктов на маршрутах доставки. Высокая окупаемость таких инвестиций, включенных в технологические процессы доставки, является основой для расширения маршрутной сети. Другим элементом обеспечения конкурентоспособности морских перевозок в настоящее время становится внедрение цифровых технологий. В Арктике пока такой информационной системы, позволяющей через сеть продавать фрахт нет, этот факт снижает эффективность работы перевозчиков в Арктике. | Создание российской информационной системы грузоперевозок в Арктике может стать основой для ликвидации «мертвого фрахта» и повышению конкурентоспособности российских судоходных компаний. |
4. | Обобщенное описание темы обсуждения: Развитие перевозок по СМП, интеграция в международную систему транспортных коридоров
Международные эксперты делают прогнозы на развитие перевозок в Арктике, каковы будут правила развития Арктического транспорта, требования по безопасности и экологии, будут ли перевозки АЗРФ привлекательны для зарубежных участников |
4.1 | Оддгейр Даниэльсен, Директор Секретариата Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики
Большая часть проектов ПСИТЛ сконцентрирована в зоне региона Балтийского моря, Арктика имеет для партнерства существенный нереализованный потенциал. Целесообразно поддержать Министерство транспорта России в проектах внедрения в Арктике новых технологий, ПСИТЛ готово оперативно рассмотреть предложения российской стороны. | Представляется перспективным направить в Секретариат ПСИТЛ предложения по финансированию проектов в АЗРФ из средств партнерства |
4.2 | Оулафур Рагнар Гримссон, Президент Республики Исландия (1996-2016 гг.)
Для арктических стран большое значение имеет обеспечение транспортной доступности для населения, в том числе и на международных маршрутах.
Хорошим примером может стать организация в Исландии авиахаба для авиамаршрутов в Арктике. России предлагается к этой сети присоединиться | Видится целесообразным поручить Росавиации более детально изучить маршрутную сеть в Арктике, провести консультации с российскими авиакомпаниями относительно экономической целесообразности открытия новых международных маршрутов |
4.3. | Нил О’Рурк, Старший директор по безопасности судоходства и экономике, Canadian Coast Guard
Организация коммерческих перевозок напрямую связана с обеспечением безопасности судоходства и надежностью навигации в Арктике.
Канадские эксперты имеют положительный опыт организации круглогодичной навигации в Арктике и готовы им поделиться | Опыт Канады может быть полезным при разработке предложений по обеспечению круглогодичной сквозной навигации по СМП |
4.4. | Кадзуко Сираиси, Посол по вопросам Арктики, Министерство иностранных дел Японии
Япония выражает заинтересованность в развитии транспортных коммуникаций в Арктике. Особый интерес у японских инвесторов к развитию Курильских островов и созданию транспортных маршрутов Япония - Европа | Вызывает сомнение целесообразность увязки совместной деятельности Россия-Япония на Курильских островах и формирование транспортных потоков в Арктике |
4.5. | Пол Фухс, Президент, председатель правления, Marine Exchange of Alaska США
На морских коридорах в районе Аляски США создана информационная система мониторинга грузов и пассажиров. Предлагается начать сотрудничество по созданию единой информационной системы Россия-США для мониторинга перевозок в Арктике | Вопрос требует дополнительной проработки учетом особенностей развития отношений Россия-США |
4.6. | Ён Чжун Ким, Посол по вопросам Арктики, Министерство иностранных дел Республики Корея
Корейский бизнес проявляет большую заинтересованность в развитии транспортной системы в Арктике, обмена опытом и строительстве инфраструктуры, участии корейских компаний в российских строительных проектах, создание для российских перевозчиков на верфях Кореи судов ледового класса | Целесообразно рассмотреть предложения корейской стороны, имея в виду перспективы привлечения их инвестиционного капитала |
4.7. | Сэм Тан, Министр труда, Аппарат Премьер-министра Республики Сингапур
Инвестиционный потенциал сотрудничества Россия-Сингапур в Арктике пока не используется в полной мере, но стороны в ходе встреч видят перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества в Арктике, прежде всего в сфере транспорта | Необходимо учесть в ходе подготовки двусторонних встреч |
4.8. | Арун Пратап Голая, Старший специалист по обороне секретариата Совет по национальной безопасности Индии
Развитие перевозок по Северному морскому пути не видится в качестве альтернативы транспортному маршруту через Суэцкий канал. Развитие СМП стоит рассматривать как дополняющую инфраструктуру к таким коридорам как Север-Юг, депозитарием которого является Иран и международного коридора ТРАСЕКА | Целесообразно учитывать в ходе переговоров в рамках коридора Север-Юг и ТРАСЕКА |
4.9. | Александрс Инсуринс Президент транспортной группы Феско
Компания ФЕСКО нацелена на расширение перевозок в восточной части Северного морского пути, планы компании полностью совпадают с подтвержденной грузовой базой, в том числе и от зарубежных грузовладельцев
Компания работает в альянсе с оператором Минобороны Оборонлогистика и осуществляет также и социально значимые перевозки в Арктике | Предложения стоит участь при формировании информационной системы грузоперевозок в Арктике |