+7 (499) 147-54-54 Приемная комиссия
+7 (499) 143-12-35 Приемная ректора
119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
info@vavt.ru
Нажмите сюда, чтобы перейти на главную страницу сайта vavt.ru
Главная страница События Ректор ВАВТ С.Г. Синельников-Мурылев выступил модератором дискуссии «Экспорт российского образования: стратегия на рост» на Московском международном салоне образования (ММСО).


Ректор ВАВТ С.Г. Синельников-Мурылев выступил модератором дискуссии «Экспорт российского образования: стратегия на рост» на Московском международном салоне образования (ММСО).



Экспорт российского образования: стратегия на рост

На Московском международном салоне образования (ММСО) прошла панельная дискуссия «Экспорт российского образования: стратегия на рост», в которой приняли участие министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков, заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская, ректор РАНХиГС Владимир Мау, заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов, проректор РУДН Лариса Ефремова, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и Иван Коломоец, сооснователь и генеральный директор «Учи.ру». Модератором дискуссии выступил ректор ВАВТ Сергей Синельников-Мурылев.



Согласно указу № 204 Президента Российской Федерации за шесть лет страна должна войти в ТОП-10 стран по качеству образования, а количество иностранных студентов в российских вузах должно удвоится. Какова ситуация сейчас? По разным оценкам на данный момент в России учится около 220 – 260 тысяч человек. При этом наблюдается достаточно высокий рост: с 2010 года эта цифра увеличилась в 1,7 раз. На нашу страну приходится около 5% мирового рынка образовательных услуг по численности, и около 1% по стоимости. В этой ситуации возникает закономерный вопрос: зачем развивать экспорт образования? Во-первых, экспорт образования – это рост ВВП и увеличение нашего благосостояния. Второй ответ: если мы можем экспортировать, то мы конкурентоспособны.

Следующий вопрос: как мы собираемся увеличивать экспорт образования, и что для этого нужно сделать? Разумеется, это зависит и от вузов, и от государства. Государство должно поддерживать финансово и институционально, осуществить некие реформы. Чтобы понять, какие именно, нужно пройти по всей цепочке: как молодой человек узнает, что в России можно учиться? Что для этого сделать? Как он узнает о качестве российского образования, о существующих программах? Как получить визу и как ее продлевать? Можно ли остаться в стране после окончания вуза? Важнейший вопрос – на каком языке должно вестись образование? Готовы ли мы перейти на какой-то другой язык или мы все-таки ориентируемся на русскоязычное образование и русский язык, который уже стал забываться на просторах СНГ и стран Балтии? Что делать с миграционным законодательством и политикой, в том числе? Вот основные вопросы, вокруг которых была выстроена дискуссия.

По словам заместителя министра науки и образования Марины Боровской, сегодня доля иностранных студентов в российских вузах составляет 5 – 5,5%. Говоря об удвоении этой цифры, мы не должны забывать о качестве выпускников разных школ мира, которые приедут в Россию за образованием. Необходимо сформировать эффективную систему отбора, чтобы молодые одаренные и талантливые люди становились студентами и выпускниками российских вузов. На это направлены олимпиады, стажировки, зимние и летние школы. С другой стороны, школьники должны заинтересоваться не только в получении образования, но и возможностью работы в России.

По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, экспорт образования потребует качественного переосмысления существующей образовательной модели. «Еще лет 10 назад университеты гордились, сколько у них иностранных преподавателей, сколько студентов уезжают на программы второго диплома и пр.». На что нужно обратить внимание – это качество спроса на образование, когда есть студенты и слушатели, готовые инвестировать свои деньги и время. «Мы находимся в ситуации глобальной конкуренции, и, если к нам приезжают только те, у кого образование заведомо хуже в своей стране, это будет занижать наш спрос. А наши студенты будут уезжать туда, предъявляя более высокий спрос на образование в других странах». Во многом на выбор студента влияет среда в стране, в городе, культура, уровень безопасности. Помимо спроса на образование, эксперт выделил три основные группы проблем: финансы и макроэкономика, «мягкая сила во вне» и демографию. «Если мы хотим, чтобы все наши лучшие выпускники оставались в России, для этого надо создать для них условия», подытожил свое выступление эксперт.

«Россия сегодня имеет соглашения со многими странами, где наши дипломы уже признаются. И вполне возможно, что он (студент) сюда поедет поступать, чтобы потом работать там, где наш диплом признается», подчеркнул министр науки и образования Михаил Котюков. «Важно сочетать все формы развития экспорта и добиться того результата, который нужен и демографически, и с точки зрения рынка труда, и партнерские связи создавать».

Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов отметил, что вводится новое понятие – ресурсный центр. В этом году на базе Россотрудничества будет открыто 5 ресурсных центров, цели и задачи которых активно обсуждаются и с министерствами, и с вузами. «Ресурсный центр может стать центром активного влияния российской федерации за рубежом. Он может включать и взаимодействие по линии научно-образовательных центров в том числе», отметил чиновник.

Подытоживая обсуждение, Михаил Котюков зафиксировал те масштабы и цифры, с которыми сейчас приходится работать: 425 тысяч студентов, а это каждый десятый обучающийся в России, будет иностранным студентом. Они приедут в российские города и ведущие университеты. Что нужно сделать, чтобы город и университет могли подготовиться? Повышение экспорта российского образования - сложная задача, которую предстоит решать в открытой конкурентной среде. Университетам же предстоит научиться продавать за рубежом свои образовательные программы, программы дополнительного и высшего образования.

Фотогалерея



ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

119285, Москва,
Воробьевское шоссе, 6А

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

ВК Rutube

Ректорат

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

Приемная комиссия

abiturient@vavt.ru

+7 (499) 147-54-54

Связаться с Академией

Отправить сообщение