+7 (499) 147-54-54 Приемная комиссия
+7 (499) 143-12-35 Приемная ректора
119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
info@vavt.ru
Нажмите сюда, чтобы перейти на главную страницу сайта vavt.ru
Главная страница События Профессор кафедры менеджмента и маркетинга ВАВТ, директор проектного офиса «Северный завоз» СОПС ВАВТ Зворыкина Ю.В. выступила модератором сессии «Арктика – территория транспортных возможностей» Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», прошедшего в Архангельстве 29 марта 2017 года


Профессор кафедры менеджмента и маркетинга ВАВТ, директор проектного офиса «Северный завоз» СОПС ВАВТ Зворыкина Ю.В. выступила модератором сессии «Арктика – территория транспортных возможностей» Международного арктического форума «Арктика – территория диалога», прошедшего в Архангельстве 29 марта 2017 года



Название сессии: Арктика — территория транспортных возможностей
Модератор: ЗВОРЫКИНА Юлия Викторовна, доктор экономических наук, профессор ВАВТ, директор проектного офиса «Северный завоз».

№ п/п
Проблематика и точки зрения, высказанные выступающими
Комментарии и рекомендации эксперта
1
2
3
1. Обобщенное описание темы обсуждения: Стратегия развития транспорта в Арктике
Система высокоширотного транспорта является неотъемлемой частью российской транспортной системы, развивается в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 г. От уровня развития транспортной инфраструктуры, внедрения новых технологий зависит сценарий развития макрорегиона, вклад Арктики в формирование новой модели стимулирования экономического роста России.
1.1Максим Соколов, Министр транспорта Российской Федерации
В акватории Северного морского пути (СМП) можно выделить три основных вида перевозок:
      · экспорт минерального сырья;
      · так называемый «северный завоз», задачей которого является обеспечение удаленных районов Севера материальными ресурсами, в том числе топливом;
      · транзитные перевозки.
Минтранс делает ставку на развитие новых технологий, прежде всего цифровой логистики, дополнительного финансирования на арктические транспортные проекты не предполагается
В данном случае дефицит инвестиционных ресурсов неизбежно приведет к снижению эффективности поставок в зоне АЗРФ
1.2Сергей Батехин Старший вице-президент ПАО ГМК «Норильский Никель»
Об участии ПАО ГМК Норникель в проектах развития транспорта Арктической зоны, компания является не только грузовладельцем, но и собственником транспортных активов, в сфере морских перевозок, логистических терминалов, речного и железнодорожного транспорта,
Видит развитие арктического транспорта в развитии механизмов государственно-частного партнерства, как пример, проект реконструкции аэропорта Алыкель на принципах ГЧП
Механизм государственно-частного партнерства на транспорте недостаточно широко применяется в АЗРФ, здесь есть потенциал для роста
1.3Вадим Бугаев, Генеральный директор УК «ВостокУголь»
Северный морской путь – ключевая транспортная артерия Арктики, для его развития необходимо аккумулировать грузы и внедрять современные технологии перевозки, в том числе с участием иностранных инвесторов. Компания специализируется в транспортировке угля в порты Европы
Очень важно отметить предложение бизнеса о внедрении транспортных цифровых технологий на СМП, с участием иностранных инвесторов, что создаст возможности интеграции этой транспортной артерии в систему международной доставки
1.4Алексей Алсуфьев, Первый заместитель губернатора, Председатель Правительства Архангельской области
В Архангельской области исторически пересекаются арктические магистрали, поэтому реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как БЕЛКОМУР и строительство глубоководного Архангельского порта, большой интерес к проектам проявляют китайские инвесторы
Важной частью развития Арктической транспортной системы является решение задачи по вовлечению в грузооборот по её магистралям «неарктических» регионов
Проекты, реализуемые на территории Архангельской области играют важную роль для создания опорных зон в Арктике и повышению конкурентоспособности АЗРФ в целом
2.
Обобщенное описание темы обсуждения: социальная и инновационная функции высокоширотного транспорта. Транспорт является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятий Арктической зоны, более того, он выполняет и социальную функцию по обеспечению качества жизни населения. Транспорт является не только отраслью, обслуживающей промышленность, но и одним из основных потребителей инноваций в Арктической зоне.
2.1Алексей Рахманов, Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация»
О перспективах создания арктического флота России. Россия - единственная страна в мире, обладающая опытом, производственной базой и технологиями строительства атомных ледоходов и уникальной морской техники, способной эффективно функционировать в сложнейших северных ледовых условиях, должна сохранить достигнутые преимущества.

Опережающее развитие транспортной инфраструктуры Арктики является движущим фактором роста региональной экономической активности. В связи с возрастающей активностью человека в Арктическом регионе, морская инфраструктура должна получить адекватное развитие.Морская инфраструктура – это система обеспечения безопасного мореплавания, защиты окружающей среды и система реагирования на чрезвычайные ситуацииМорская инфраструктура должна обеспечивать конкурентоспособность грузоперевозок по Северо-восточному проходу перед Северо-западным проходом

ОСК предлагает развивать подводные системы добычи в Арктике

Использование подводных систем добычи является одним из самых инновационных направлений судостроения в мире.

Перспективы использования ПДК в Арктической зоне:1. Обеспечивает добычу нефти на глубине до 3000 метров;2. Возможность использования ПДК на большом удалении от основной установки подготовки продукции, что позволяет связать его с береговыми сооружениями без использования морских платформ;3. Подводная подготовка – еще одно важное направление технологического процесса. Отделение воды позволяется повысить добычу сырья, а дополнительные технологическое процессы - подготовить нефть экспортного качества.

2.2Реко-Антти Суоянен, Президент и генеральный директор, Aker Arctic Technology Inc.
У судостроителей Финляндии накоплен болшой опыт строительства флота, пригодного к круглогодичной эксплуатации в арктических условиях. Закупка такого рода судов осуществляется в том числе и российскими компаниями
Перспективность расширения заказов у Aker Arctic Technology Inc требует дополнительной проработки
2.3Вячеслав Рукша, Генеральный директор, ФГУП «Атомфлот»
Без ледокольного флота невозможно организовать перевозки по СМП, наше судостроение явно не справляется, не сможет обеспечить растущие темпы добычи полезных ископаемых и их транспортировки
Тезис о дефиците ледокольного обеспечения требует дополнительного изучения, поскольку растет флот, класса ARC7, позволяющий осуществлять транспортировку без ледокольной проводки
3.
Обобщенное описание темы обсуждения: обеспечение устойчивой транспортировки минерального сырья, создание необходимой инфраструктуры

Создание условий для российского экспорта энергоносителей и минерального сырья, повышение эффективности экспортных поставок на основе создания флота и портовой инфраструктуры является основой для обеспечения устойчивости российской экономики

3.1Михаил Григорьев, Член научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации
К 2025 году ожидается троекратный рост грузооборота минерального сырья в Арктической зоне Российской Федерации. Главным препятствием для его экспорта может стать отсутствие релевантного флота на фоне запрета участия иностранных компаний в транспортировке по СМП. Дополнительные проблемы могут возникнуть с ледокольным обеспечением. Поэтому целесообразно при разработке программ развития АЗРФ планировать и соответствующие объемы средств в создание флота.
В проекте государственной программы развития Арктики в настоящее время отсутствуют объемы средств и индикаторы, отражающие результаты создания арктического флота Российской Федерации
3.2.Михаил Суслин, Заместитель начальника отдела внутреннего аудита - главный морской инспектор ПАО Совкомфлот
СКФ – мировой лидер в доставке энергоносителей в суровых климатических и ледовых условиях

Необходимость добычи трудно-извлекаемых запасов энергоносителей в арктических зонах дала очередной импульс для развития интегрированных комплексов добычи, хранения, отгрузки и доставки потребителям в масштабах индустриальных проектов
Для этих проектов потребовались высокоспециализированные суда, построенные под определенные требования условий эксплуатации
В обозримой перспективе рост коммерческого судоходства в Арктике будет связан с реализацией крупных проектов по добыче углеводородов, как на стадии их строительства, так и функционирования

Интерес представляет прогноз компании СКФ по росту коммерческого судоходства в Арктике, которое связано реализацией крупных проектов по добыче углеводородов
3.3.Яков Антонов, директор ОАО «Северное морское пароходство»
ОАО «Северное морское пароходство» базируется в г.Архангельске. Рост перевозок в Арктике требует совершенствования системы навигации и гидрографии, а также формирования дополнительных коммерческих маршрутов в увязке с созданием логистических центров.
Проработка дополнительных коммерческих маршрутов должна быть увязана с грузовой базой и наличием портовой инфраструктуры
3.4.Александр Росляков, Генеральный директор ООО «Онего Шипинг»
Для судоходных компаний, работающих в условиях крайнего Севера чрезвычайно важно обеспечить необходимую портовую инфраструктуру. Практика ООО «Онего Шипинг» показывает, что эффективность доставки повышается, если компания производит инвестиции в создание портопунктов на маршрутах доставки. Высокая окупаемость таких инвестиций, включенных в технологические процессы доставки, является основой для расширения маршрутной сети. Другим элементом обеспечения конкурентоспособности морских перевозок в настоящее время становится внедрение цифровых технологий. В Арктике пока такой информационной системы, позволяющей через сеть продавать фрахт нет, этот факт снижает эффективность работы перевозчиков в Арктике.
Создание российской информационной системы грузоперевозок в Арктике может стать основой для ликвидации «мертвого фрахта» и повышению конкурентоспособности российских судоходных компаний.
4.Обобщенное описание темы обсуждения: Развитие перевозок по СМП, интеграция в международную систему транспортных коридоров
Международные эксперты делают прогнозы на развитие перевозок в Арктике, каковы будут правила развития Арктического транспорта, требования по безопасности и экологии, будут ли перевозки АЗРФ привлекательны для зарубежных участников
4.1Оддгейр Даниэльсен, Директор Секретариата Партнерства «Северного измерения» в области транспорта и логистики
Большая часть проектов ПСИТЛ сконцентрирована в зоне региона Балтийского моря, Арктика имеет для партнерства существенный нереализованный потенциал. Целесообразно поддержать Министерство транспорта России в проектах внедрения в Арктике новых технологий, ПСИТЛ готово оперативно рассмотреть предложения российской стороны.
Представляется перспективным направить в Секретариат ПСИТЛ предложения по финансированию проектов в АЗРФ из средств партнерства
4.2Оулафур Рагнар Гримссон, Президент Республики Исландия (1996-2016 гг.)
Для арктических стран большое значение имеет обеспечение транспортной доступности для населения, в том числе и на международных маршрутах.
Хорошим примером может стать организация в Исландии авиахаба для авиамаршрутов в Арктике. России предлагается к этой сети присоединиться
Видится целесообразным поручить Росавиации более детально изучить маршрутную сеть в Арктике, провести консультации с российскими авиакомпаниями относительно экономической целесообразности открытия новых международных маршрутов
4.3.Нил О’Рурк, Старший директор по безопасности судоходства и экономике, Canadian Coast Guard

Организация коммерческих перевозок напрямую связана с обеспечением безопасности судоходства и надежностью навигации в Арктике.

Канадские эксперты имеют положительный опыт организации круглогодичной навигации в Арктике и готовы им поделиться

Опыт Канады может быть полезным при разработке предложений по обеспечению круглогодичной сквозной навигации по СМП
4.4.Кадзуко Сираиси, Посол по вопросам Арктики, Министерство иностранных дел Японии

Япония выражает заинтересованность в развитии транспортных коммуникаций в Арктике. Особый интерес у японских инвесторов к развитию Курильских островов и созданию транспортных маршрутов Япония - Европа

Вызывает сомнение целесообразность увязки совместной деятельности Россия-Япония на Курильских островах и формирование транспортных потоков в Арктике
4.5.Пол Фухс, Президент, председатель правления, Marine Exchange of Alaska США

На морских коридорах в районе Аляски США создана информационная система мониторинга грузов и пассажиров. Предлагается начать сотрудничество по созданию единой информационной системы Россия-США для мониторинга перевозок в Арктике

Вопрос требует дополнительной проработки учетом особенностей развития отношений Россия-США
4.6.Ён Чжун Ким, Посол по вопросам Арктики, Министерство иностранных дел Республики Корея

Корейский бизнес проявляет большую заинтересованность в развитии транспортной системы в Арктике, обмена опытом и строительстве инфраструктуры, участии корейских компаний в российских строительных проектах, создание для российских перевозчиков на верфях Кореи судов ледового класса

Целесообразно рассмотреть предложения корейской стороны, имея в виду перспективы привлечения их инвестиционного капитала
4.7.Сэм Тан, Министр труда, Аппарат Премьер-министра Республики Сингапур

Инвестиционный потенциал сотрудничества Россия-Сингапур в Арктике пока не используется в полной мере, но стороны в ходе встреч видят перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества в Арктике, прежде всего в сфере транспорта

Необходимо учесть в ходе подготовки двусторонних встреч
4.8.Арун Пратап Голая, Старший специалист по обороне секретариата Совет по национальной безопасности Индии

Развитие перевозок по Северному морскому пути не видится в качестве альтернативы транспортному маршруту через Суэцкий канал. Развитие СМП стоит рассматривать как дополняющую инфраструктуру к таким коридорам как Север-Юг, депозитарием которого является Иран и международного коридора ТРАСЕКА

Целесообразно учитывать в ходе переговоров в рамках коридора Север-Юг и ТРАСЕКА
4.9.Александрс Инсуринс Президент транспортной группы Феско

Компания ФЕСКО нацелена на расширение перевозок в восточной части Северного морского пути, планы компании полностью совпадают с подтвержденной грузовой базой, в том числе и от зарубежных грузовладельцев

Компания работает в альянсе с оператором Минобороны Оборонлогистика и осуществляет также и социально значимые перевозки в Арктике

Предложения стоит участь при формировании информационной системы грузоперевозок в Арктике


ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

119285, Москва,
Воробьевское шоссе, 6А

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

ВК Rutube

Ректорат

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

Приемная комиссия

abiturient@vavt.ru

+7 (499) 147-54-54

Связаться с Академией

Отправить сообщение